Особенности оренбургского пухового платка

ЧЕМ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

Прежде чем ответить на вопрос "Чем оренбургский пуховый платок отличается от других?", рассмотрим композицию традиционного оренбургского платка, то есть «строение» платка.

Искусствоведы называют композицию традиционного оренбургского пухового полотна трехчастной, то есть состоящую из трех главных элементов пухового платка – середины платка, решетки и каймы с зубцами.

ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПУХОВОГО ПЛАТКА

При рассмотрении полотна платка, мы увидим квадрат, его центр – это середина платка (Г), ее окружает по всему периметру решетка (B), а ее окаймляет третья часть платка - кайма (Б) с зубцами (А).

Главные элементы оренбургского пухового платка

Каждый элемент пухового платка при этом выполняет свою функцию как при ношении платка, так и в композиционном построении узора всего полотна. Поэтому все три части платка отличаются друг от друга размером, узорами.

На общем полотне кайма, решетка и середина напоминают рисунок из трех квадратов, помещенных один внутри другого.

Середина (Г) - самая большая часть платка, несущая основной узор. Середина имеет свой центр, вокруг которого строиться вся композиция платка.

Решетка (В: в1,в2, в3, в4) – это ажурная дорожка, разделяющая середину платка с каймой, она контрастна по отношению к ним и чаще всего она более ажурная.

Кайма (Б: б1, б2, б3, б4) – в 2-3 раза шире решетки, она копирует основной мотив узора середины, подчеркивая стройность геометрической композиции платка.

Когда платок одет, узоры середины платка накладываются друг на друга, а кайма остается на виду, являясь самостоятельной частью платка, украшая своими узорами женский наряд. Богатое разнообразие оренбургских пуховых платков, палантинов и косынок вы можете посмотреть в нашем каталоге

Лента из зубцов (A: a1, a2, a3, a4) – завершает кайму оренбургского платка, хоть и появилась позже, но теперь является неотъемлемой частью оформления. Треугольные по форме сами по себе, они повторяют зигзагообразные мотивы многих узоров, участвующих в общей композиции платка. Зубчики не только украшают полотно платка, но и выполняет практическую функцию: с помощью зубцов платку придают форму после стирки (за вершины зубцов платок растягивают на раме).

Отдельно вывязывают только один элемент платка – первая лента с зубчиками для горизонтальной, нижней, стороны платка(a1), в дальнейшем остальные части вяжут как одно полотно.

Узнав как устроен платок, рассмотрим особенности и приемы, которыми пользуются оренбургские мастерицы, создавая красивый пуховый платок.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЯЗАНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме, какую решетку выбрать, определить вид зубцов.

Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой.

Традиционные оренбургские узоры: "пшенка", "горох", "соты", "рыбки", "ягодка", "косорядки", "глухотинка", "мышиный след", "кошачья лапка", которые в свою очередь образуют: "цепочки", "змейки", "пилки", дорожки из "мышиного следа", уголки из "косорядов", шестиугольники из "сотов", встречные "пилки", "червонки".

Из этого условно второго по сложности орнаментального ряда образуются еще более сложные варианты: "сосенки", "самоварчики", "бантики", "снежинки", "гармошки". Геометрические мотивы, третьего орнаментного ряда, могут быть образованны из одних и тех же элементов второго ряда, но по-разному расположенных.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА (ПУХОВОЙ ПАУТИНКИ)

Узор "Косорядка". Дорожки петель легли косыми рядами справа налево. Название узора уже говорит само за себя, оренбургские пуховницы уже давно дали название "косорядки" этим рядам. Именно с этого узора начинают осваивать ажурное вязание многие поколения вязальщиц. Вывязывание этого элемента узора легко запоминается вязальщицами и позволяет создать различные варианты узоров. "Косорядки" могут располагаться и слева направо, быть провязанными через 3 и через 1 петлю, содержать разное число ажуров в цепочке. Число "косорядок" в раппорте узора тоже может быть разным: 2 или 3, 4 или 5 и т.д.

Узор "Бисерная дорожка". Этот узор очень напоминает "косорядки", но способ вязания совершенно иной. "Бисерная дорожка" по сравнению с "косорядкой" более изящна, ее ажур напоминает бисерные бусы.

Узор "Глухотинка". Способ образования этого ажура тот же, что лежит в основе "косорядок", но "глухотинка" сама стала важным элементом в образовании большого числа более сложных узоров, и поэтому пуховницы выделили его как самостоятельный узор. Рисунок этого узора напоминает ягоду, что отразилось в его названии. Оренбургский искусствовед И.В Бушухина в своей книге "Оренбургский пуховый платок" пишет: "Глухой ягодой" называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, то есть черная смородина, глухая малина - ежевика." В зависимости от количества ажуров, образующих "глухотинку" (2 или 3 ажура), различают "большую" и "малую глухотинку". В центре большой глухотинки может быть помещен ажур.

Узор "Кошачьи лапки". Этот узор действительно напоминает следы, которые кошка оставила на запорошенной снегом дорожке. "Кошачьи лапки", как и "глухотинка", образуют свои мотивы, входят в состав разных узоров, композиций. Рисунок "кошачьи лапки" напоминает "малую глухотинку" с ажуром в центре, но порядок провязывания петель иной.

Узор "Мышиный след". Оренбургские пуховницы, занимавшиеся зимними вечерами вязанием, просто уже не могли не вспомнить знакомый персонаж из деревенского быта: кошка и мышка всегда вместе. Четыре ажура образуют крохотный ромбик, а собранные вместе в цепочку - получаем "мышиную дорожку" или "мышиный след". Этот узор также входит как элемент в другие и может образовывать фигуры.


Узор "Рыбка". Многие пуховницы говорят, что узор "решетка из рыбок", его ажурная вязка напоминает рыбьи чешуйки. Иногда его сравнивают с рыбьем глазом: глазок будто прикрывает двумя пленками. Народное название, как мы убедились, никогда не бывает случайным.


Узор "Соты". "Решетка из сот" – один из любимых узоров оренбургских мастериц. Им украшают углы легких платков, отделяют кайму от середины. "Соты" могут образовывать ромбы, шестиугольники. Узор "соты" невозможно спутать с другими, он очень похож на пчелиные соты. Каждый ажур - маленький шестигранник, скрепленный своими сторонами с шестью другими такими же ажурами. Поэтому выделить его в единичный элемент, как например, в узоре "рыбка", нельзя, поэтому рядом должен быть хотя бы еще один ажур, участвующий в образовании одной из шести его сторон.

Узор "Гармошка". Этот узор напоминает русский народный музыкальный инструмент - гармошку. Он используется вязальщицами не очень часто, как другие узоры. "Гармошки" могут быть выстроены в ряд, расположены в шахматном порядке, в роли разделительных дорожек этот узор очень интересен.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Искусствоведы, изучавшие художественные особенности Оренбургского узора платка обратили внимание на основное правило его построения. Расчет петель при вязание обеспечивает алгебраическое равенство элементов узора, а повтор мотивов образует его ритмический строй. Отсюда и характерные особенности оренбургского пухового платка - симметрия и строгий геометризм, четкий ритмический повтор и композиционная ясность орнамента платка.

Характер орнамента (рисунок платка), то есть подбор узоров платка зависит от его формы. Платок имеет форму квадрата, шарф палантин - прямоугольника, косынка - треугольника. Развитие орнамента идет от центра к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов ("прутиков", "прутков"). Прутками раньше называли вязальные спицы.

"Прутик" отделяется от последующего полосой плотной вязки. Этот же принцип разделения действует по всему декоративному полю платка. Полоса плотной вязки, отделяет одну часть композиции от другой, один узорный мотив от следующего. Контрастные сочетания плотных и ажурных форм являются основными композициями орнамента в платке.

В геометральном орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит к ромбическому узору. Ромб украшает середину почти в каждом платке. Его копирует цепочка ромбического узора в кайме, этот узор называется "ягодки".

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

В оренбургском пуховом платке можно выделить три типа орнаментной композиции, отличающие друг от друга узором середины платка.

Первый тип оренбургского платка – однокруговый.

Крупный ромб украшает середину почти каждого ажурного платка. Это центральный рисунок, все остальные элементы должны гармонично ему подходить. Внутри самого ромба - чаще всего идет повторение.

Оренбургские мастерицы ромб называют кругом. А платок с ним - однокруговым.

Искусствоведы отмечают, что в русской вышивке и ткачестве, ромб также называют кругом. В народном искусстве ромб - это графический символ солнца. Технически связать круг при помощи спиц затруднительно. Постепенно круг превратился в ромб, сохранив за собой изначально заложенный смысл и название.

При внимательном рассмотрение однокругого платка можно увидеть, что углы ромба направлены в середины сторон квадрата (полотна платка),образуя треугольные формы, углы.

Однокруговый оренбургский пуховый платок

Второй тип оренбургской пуховой паутинки- пятикруговый платок.

В середине этого платка расположена фигура в форме креста, состоящая из пяти ромбов (кругов), один в центре и четыре по бокам. Каждый боковой ромб одной из своих сторон соединяется с центральным. Как правило, все ромбы одинакового размера, но иногда встречаются платки, у которых центральный ромб больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругого платка, называют углами. А фигуры, образованные сторонами боковых кругов, - угольниками.

Оренбургский пуховый платок - пятикруговый

Третий тип оренбургского пухового платка- платок со сплошной серединой.

Его центральная часть выполнена одним или несколькими элементами – от ажурной сетки до цепочки отдельных мотивов, например “шашочек”, “снежинок”.

Оренбургский пуховый платок со сплошной серединой

КАКИЕ ЕЩЕ НАЗВАНИЯ НОСЯТ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ?

Оренбургские пуховницы давали название платкам по количеству петель: "трехсотка", "четырехсотка", "шестисотка" и тому подобное. В 1920 - 1930 годы оренбурские умелицы вязали даже "восьмисотки" так называемые "бисерные" платки.

Сейчас "бисерные платки" - большая редкость из-за снижения качества местного пуха за последнее десятилетие: в настоящее время большая редкость найти тонкий местный пух, который был раньше. Привезенный пух более грубее, и из него не спрядешь тонкой пряжи. Ведь только с очень тонкой пряжи, чуть толше паутины можно связать мелкие петли с маленькими накидами. Чем толще пряжа, тем грубее петли, больше накиды и крупнее рисунок вязания.

ТЕПЛЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

В теплых платках орнамент строится по принципу рапорта, орнаментальных рядов - "прутиков". Середина, обвязка, кайма вяжется отдельно. Кайма присоединяется к середине обвязкой. В готовом виде все четыре трапецивидные каймы соединяются в углах привязками. Большое внимание уделяется узору каймы, которую играет главнейшую роль в декоре теплого платка.

Теплый оренбургский пуховый платок

В основе ритмичных соотношений создается повтор однородных, традиционных, геометрических мотивов. По центру каймы обычно тянется ряд "змеек" или "ромбов", составленных из первичных элементов. Центральный “прутик” поддерживается с обоих сторон двумя параллельными с идентичным орнаментальным мотивом (чаще угольники из косорядок или треугольники из гороха, сотов). Бордюр может быть двойным, тройным от чего увеличивается ширина каймы, как и всего платка.

Обвязка теплых платков соединяет кайму с серединой. Здесь вывязывают один "прутик", повторяющий мотив центрального ряда каймы. Середина представляет собой плотный пуховый квадрат из сплошной ("глухой") вязки. Для большего сохранения тепла центральную часть платка оставляют свободную от узора.

Статья написана по книгам: "Так вяжут платки в Оренбурге", Федорова О.А; "Оренбургский пуховый платок" И.В. Бушухина