«Одухотворение вещи. Оренбургский пуховый платок в произведениях русских писателей»

26 июня 2015 года в 12.30 в Галерее «Оренбургский пуховый платок» открывается выставка «Одухотворение вещи. Оренбургский пуховый платок в произведениях русских писателей». Выставка является частью мероприятий, приуроченных к Году литературы в России.

Оренбургский пуховый платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет, и за эти долгие годы он служил и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX - XX вв. В него кутались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Толстого, З. Гиппиус, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Аверченко, Н. Тэффи, Б. Зайцева , его носили в романах и рассказах М. Шолохова, К. Симонова, В. Распутина, В. Астафьева, А. Битова, В. Липатова, А. Фадеева и многих других. Литература ознаменовалась удивительно широким использованием пухового платка не только как бытовой утилитарной вещи, но и как предмета органически связанного с внутренней жизнью человека и имеющего при этом символическое значение. В рассказе И. Бунина «Новый год» (1901) герой проездом оказывается в деревне, где прошла его молодость. И все окружающее по-иному предстает перед ним. Даже жена, которая «чужда и неприятна была в тесной петербургской квартирке» теперь «казалась такой женственной в серой шали, которой она по-деревенски закутала голову и в мягких валенках, делавших ее ниже ростом». Именно серая шаль оказывается частью того мира, который безвозвратно потерян для него и о котором остается только мечтать.

Галерее «Оренбургский пуховый платок» открывается выставка «Одухотворение вещи. Оренбургский пуховый платок в произведениях русских писателей». Выставка является частью мероприятий, приуроченных к Году литературы в России.

Углубление художественной функции вещи или «одухотворение вещи» имеет место и тогда, когда она причастна глубинам человеческого сознания и бытия, позитивно значима и поэтична, как у Есенина «Валит снег и стелет шаль» - образ белой пуховой шали или у Б. Пастернака «Опустившись до земли, солнце точь-в-точь как до несчастия, дотягивалось до печных изразцов, зажигало коричневым жаром кофейные обои и вешало на стену, как женскую шаль, тень березовых ветвей» - графика ажура напрямую перекликается с оренбургской паутинкой. Примеров на выставке будет множество, что бы представить какой широкий диапазон содержательных функций имеет такая вещь как оренбургский пуховый платок. Но главная задача организаторов - показать культурную ценность этого художественного явления.

-------------------
Информация с сайта Музея ИЗО

Написать комментарий